При обращении к профессиональным инвесторам: бизнес-ангелам или венчурным фондам, наличие презентации обязательно. Я сгруппировал особо важные пункты по проведению презентаций.
Время на презентацию
Иногда вам могут дать от 3 до 10 минут, а иногда – всего 90 секунд! В некоторых случаях наоборот – вам могут предоставить от 30 до 45 минут, включая вопросы и ответы. Вам обязательно надо выяснить заранее, сколько у вас будет времени, чтобы соответствующим образом откорректировать презентацию.
Длительность слайдов
Хорошей практикой будет делать по одному слайду на каждую минуту выступления. Так что если у вас есть 15 минут на выступление и вы хотите отвести 2-3 минуты для ответов на вопросы – подойдет презентация из 10-12 слайдов.
Объяснение слайдов
По одной идее на один слайд! Пусть вся аудитория оценивает одну и ту же информацию.
Люди любят рассматривать нарисованные другими картинки (от руки), без применения технических средств. Спонтанность и простота таких рисунков делает их более привлекательными, а их создание на глазах аудитории, шаг за шагом следящей за этим процессом, — более четкими и понятными
Нужно быть готовым вносить необходимые изменения после рисования.
Если вы проводите презентацию в большом помещении, проследите, чтобы размер шрифта был таким, чтобы его могли прочитать с последнего ряда. Даже если вашу презентацию будут читать в ваше отсутствие, сократите текст настолько, насколько это возможно. Уберите все элементы, которые не решают конкретную задачу. Уберите звуковые эффекты, анимацию (если она не является необходимой). Другими словами, сделайте презентацию простой, понятной и лаконичной. Обязательно подготовьте хорошую шутку, которая не будет обижать.
Тренировка
Если ваша презентация – гоночный автомобиль, то вы – его водитель. Презентация не даст результата, если вы ее плохо проведете. Стив Джобс славился проведением невероятных презентаций. Вам не помешает посмотреть несколько роликов с его выступлениями на YouTube и представить себя на его месте. Презентации Джобса казались легкими и интересными потому что он постоянно тренировался. То же самое следует делать и вам — пока ваша презентация не станет идеальной. Сначала — перед зеркалом, затем перед семьей и друзьями, перед незнакомцами на улице и вообще – перед кем угодно, кто готов выслушать вас и высказать свое мнение о том, как вы выступили. И в конце концов – перед видеокамерой. Дело в том, что сколько бы раз разные люди ни советовали вам исправить что-либо в презентации, вы не можете быть ни в чем уверены, пока не увидите все своими глазами.
Нужно пропустить презентацию через себя, тогда ваша речь будет течь плавно и спокойно. И все это благодаря репетициям.
Множество прекрасных ораторов уделяют гораздо больше внимания репетициям в сравнении с остальными. Они не ограничиваются одним беглым просмотром своего текста. Впечатление, производимое на слушателей, на 93% зависит от следующих составляющих: насколько эмоционально выступление, каково ораторское искусство докладчика, от того, каким способом излагается материал, внешнего вида оратора, громкости голоса. И лишь 7% приходится на само содержание выступления, его словарный состав.
Касательно презентаций — нет универсальной презентации. Можно много почерпнуть у продавцов — они имеют несколько презентаций — для директоров (с красивыми кнопочками, в которые можно вклюбиться), для техдиректоров с описание функций и параметров, для финдиректоров (с IRR, ROI, EBIDTA, понедельным планом расходов средств).
Для стартаперов все то же самое.
- Первая преза — какую задачу решаем, как, кто конкуренты, сколько надо денег, кто мы такие.
- Вторая — с финансовыми графиками и приложениями в Экселе.
- Третья — это уже План развития продукта-сервиса, План и каналы продаж, Финансовый план со всеми статьями (включая скрепки и оплату кулеров).
Презентация должна быть с красивыми графиками (экспоненциальных вверх!) и таблицами, меньше текста с детальным описанием проекта, наглядно показающая, как решается проблема.