0

Сравнительные жизнеописания

19 марта, 2017
3 минут(ы) чтения

Человеку присуще стремление к добру и это качество следует всячески укреплять путем изучения благородных деяний известных людей.

Присущая нам от природы потребность в любви и нежность, должна принадлежать нам людям, но не быть потраченной на животных.

Не только созерцать, но и питаться созерцанием.

Кто занимается лично низкими предметами, употребляя труд на дела бесполезные, тот этим свидетельствует о пренебрежении своем к добродетели.

В благах, посылаемых судьбою, нам приятно приобретение и пользование, а в благах, исходящих от добродетели, нам приятны действия.

Не одно и то же — высоко ценить доблесть и ни во что не ставить собственную жизнь.

Люди, которые из стремления к прекрасному и из благородного честолюбия не страшатся смерти, ненавидят жизнь.

Нет ничего постыдного в том, чтобы бежать от гибели, если только не стараешься спасти свою жизнь бесчестными средствами, равно как нет и ничего хорошего в том, чтобы спокойно встретить смерть, если это сочетается с презрением к жизни.

Каждому надлежит раньше подумать о том, как избежать гибели самому, нежели о том, как погубить врага.

Если полководец, рискуя собой, может решить исход всей войны, пусть не щадит ни сил, ни самой жизни, забыв о тех, кто утверждает, будто настоящий полководец должен умереть от старости или, по крайней мере, под старость. Но если счастливый оборот событий улучшит положение лишь незначительно, тогда как несчастный может погубить все, никто не станет требовать, чтобы дело простого воина с опасностью для себя выполнял полководец.

В большинстве случаев, люди, по мелочности, либо не делают никакого употребления из своего богатства, либо, по расточительности, злоупотребляют им, и первые — вечные рабы забот, а вторые — наслаждений.

Всякая страна, где юноши с малолетства приучаются стыдиться позора, ревностно домогаться доброй славы и сильнее страшиться хулы, нежели опасностей, — чрезвычайно грозный противник.

Родичи и единоплеменники мало тревожатся друг о друге в беде, тогда как строй, сплоченный взаимной любовью, нерасторжим и несокрушим, поскольку любящие, стыдясь обнаружить свою трусость, в случае опасности неизменно остаются друг подле друга.

Безумцы, мы не сознаем, что жизнь, исполненную могущества, великих удач и власти, лишь справедливость делает божественной, несправедливость же — звероподобной.

Земледелие — самое честное средство приобрести богатство.

Тому, кто не хочет брать чужого, совершенно необходимо приобретать свое.

Смешно обучаться наукам у наставников, которые сами в рабстве у других.

Воины восхищаются больше всего не теми вождями, что раздают почести и деньги, а теми, кто делит с ними труды и опасности, и любят не тех, кто позволяет им бездельничать, а тех, кто по своей воле трудится вместе с ними.

Длинные волосы красивому лицу придают вид еще более достойный, а уродов делают еще страшнее.

В самом деле, никто не может быть строптивее человека, которому кажется, что ему улыбается удача; напротив, никто не повинуется приказу с такой готовностью, как тот, кто смирен судьбою.

Народ боится презирающих его и возвышает боящихся. Ведь для простого народа величайшая честь, если люди высокопоставленные им не пренебрегают.

Поскольку поток времени бесконечен, а судьба изменчива, не приходится, пожалуй, удивляться тому, что часто происходят сходные между собой события. Действительно, если количество основных частиц мироздания неограниченно велико, то в самом богатстве своего материала судьба находит щедрый источник для созидания подобий: если же, напротив, события сплетаются из ограниченного числа начальных частиц, то неминуемо должны по многу раз происходить сходные события, порожденные одними и теми же причинами.

Не всегда в самых славных деяниях бывает видна добродетель или порочность, но часто какой-нибудь ничтожный поступок, слово или шутка лучше обнаруживает характер человека, чем битвы, в которых гибнут десятки тысяч, руководство огромными армиями и осады городов.

Собственность побежденных должна не только принадлежать победителями, но и называться по их имени.

Способность владеть собой для царя важнее, нежели даже умение побеждать врагов.

Близость с женщиной более всего другого заставляют ощущать себя смертным, так как утомление и сладострастие проистекают от одной и той же слабости человеческой природы.

Благожелательность одна только и придает дарам подлинную ценность.

Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд.

Конечная цель победы заключается в том, чтобы не делать того, что делают побежденные.

Зевс для того посадил с собой рядом Справедливость и Правосудие, дабы все, что ни совершается повелителем, было правым и справедливым.

Часто при распрях почет достается в удел негодяю.

Наибольшей любви достоин такой человек, который, будучи самым могущественным, не внушает страха.

Жизнь сильнее смерти, раз она способна переносить столь великие невзгоды.

Человеку следует жить до тех пор, пока он не сочтет, что умереть лучше, чем жить.

Воспаленный глаз охотнее всего останавливается на темных и тусклых красках отворачиваясь от светлых и ярких; так же и государство, терпящее бедствие, слишком малодушно и, по слабости своей, слишком избалованно, чтобы вынести откровенные речи, хотя в них-то оно как раз больше всего и нуждается, ибо иных возможностей исправить положение не существует.

Философу, прежде чем произнести слово, надлежит погрузить его в смысл.

Искусство красноречия — это, скорее всего, умение в немногом выразить многое.

Государственные мужи, жаждующие славы, — слуги толпы и только по имени ее правители.

Человеку совершенному и безукоризненному слава не нужна вообще, кроме лишь той, которая, создавая доверие, облегчает ему путь к действиям.

Один и тот же человек не может быть вместе и правителем, и прислужником.

Искусства и ремесла, целью своей имеющие доход или же славу, в маленьких и безвестных городках увядают, но нравственное совершенство, точно сильное и цепкое растение, пускает корни во всяком месте, где находит добрые задатки и трудолюбивую душу.

Сами по себе упражнения значат очень мало или даже вообще ничего не значат, если ты не думаешь о том, как лучше всего преподнести и передать слушателям содержание твоих слов.

Человек, который готовится к своим выступлениям, — истинный сторонник демократии, ибо такая подготовка — знак внимания к народу, а не проявлять ни малейшей заботы о том, как воспримет народ твою речь, свойственно приверженцу олигархии, больше полагающемуся на силу рук, нежели силу слова.

С мудростью и справедливостью должны соединяться сила и удача — лишь тогда деятельность на государственном поприще обретает и красоту, и величие.

Денис Сергеевич Басковский

Философ, изобретатель и поэт.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
золотая книга этика
Предыдущая статья

Золотая книга этикета

Следующая статья

И узре ослица Ангела Божия