Дэвид Юм

5 сентября, 2017
1 минута чтения

В жалости всегда есть примесь любви и нежности, а в злорадстве — примесь ненависти или гнева.

Если единственным мотивом наших действий является желание показать свою свободу, значит, мы никак не можем освободиться от уз необходимости.

Злорадство — есть ничем не вызванное желание причинить зло другому лицу, чтобы путем сравнения с собственным положением испытать удовольствие.

Истинный скептик так же недоверчиво относится к своим сомнениям, как и к философским сочинениям.

Люди не в состоянии изменить свою природу.

Когда свет осуждает нас, клевещет на нас, мы не должны сердиться, а скорее рассмотреть, нет ли в осуждениях этих какого-то основания.

Мы порицаем всякий обман, всякое нарушение слова, потому что считаем, что свобода и широта общения между людьми находятся в полной зависимости от верности обещания.

Ничто не свободно так, как мысль человека.

Не каждый человек может быть философом, как далеко не каждый философ может оставаться человеком.

Никoгдa еще челoвек не oткaзывaлся oт жизни, кoгдa oнa, хoть чегo-тo еще стoилa.

Рассказ, всеми отвергаемый в том месте, где он впервые был пущен в обращение, будет считаться достоверным на расстоянии тысячи миль оттуда.

«Случай» и «судьба» — это одни только пустые слова: упорное благоразумие — вот судьба человека.

Свобода, в чем бы она ни заключалась, теряется, как правило, постепенно.

Не уничтожение чудовищ, свержение тиранов и защита родины, а бичевание и пост, трусость и смирение, полное подчинение и рабское послушание — вот что стало теперь средством достижения божеских почестей среди людей.

Все, что мы называем героической доблестью и чем восхищаемся как величием и возвышенностью духа, есть не что иное, как спокойная и твердо обоснованная гордость и самоуважение.

Любовь есть не что иное, как желание счастья другому.

Мрак противен уму не меньше, чем зрению; ничто не может доставить нам такого наслаждения, как возможность превратить мрак в свет, каких бы трудов это ни стоило.

…Себялюбие …порождает правила справедливости и является первым мотивом соблюдения последних.

В долгосрочной перспективе каждое правительство,сколь угодно тираническое,опирается на поддержку большинства своих подданных. Это не основание, чтобы счесть систему правления добровольной, потому что само существование налогов и других средств принуждения показывает, в какой степени государство зависит от насилия. И совсем не обязательно, чтобы поддержка большинства выражалась в виде энергичного и восторженного одобрения;вполне достаточно пассивного согласия и покорности.

Следовательно, руководителем в жизни является не разум, а привычка. Лишь она понуждает ум во всех случаях предполагать, что будущее соответствует прошлому. Каким бы легким ни казался этот шаг, разум никогда в течение целой вечности не был бы в состоянии его совершить.

Сокращенное изложение «Трактата о человеческой природе»

…причина или причины порядка во Вселенной, вероятно, имеют некоторую отдалённую аналогию с человеческим разумом.

Денис Сергеевич Басковский

Философ, изобретатель и поэт.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Предыдущая статья

Йун Габриэль Боркман

Следующая статья

Фридрих Великий