Произведение и писатель
Роман продается лучше чем рассказ.
Даже неполное воплощение великого замысла дает великое произведение.
Сюжету нужна интрига, нужен «нервный узел», и нужен «катарсис».
Для писателя важно монетизировать свою профессию через другую. Поэтому всегда считай свое время как деньги.
Ритм в книге нужен и ритм задается пунктуацией. Текст должен дышать через ритмичность абзацев.
Что человек любит читать, то о том он и будет писать. Найди свой жанр (реализм, романтизм, модернизм, концептуализм…). То что «лично тебя волнует», — вот ради чего стоит писать.
Писателю важно исследовать человеческую психику.
Определяй знаковые места в произведении.
Брать и подражать! Используй переработку уже традиционного знания доступного массам. Нужен общественный контекст!
Мода — это тело без души.
Если заброшенное — значит мое! (Из мыслей детей)
Всякий раз описывая персонажа выискивай его боль.
Каждый автор с рождения принадлежит определенной «семье». Определи своего «родственника» по письму.
Подари открытие (новый опыт) своему читателю.
Убирай в тексте бытовуху.
Описывай в книге собственный опыт, включая детскую память.
Больше сравнений в тексте.
Замысел это «что» плюс «как».
Диалоги сверхважны. Заключай в них «нервный узел» (цепочка художественной логики).
Автор понимает свой текст в процессе его написания.
Начало книги
Делай эффективное начало используя три возможности:
- Ответь на вопрос «Какой замысел?»
- Грамотно подбирай источник (например, социальные сети)
- Конструируй текст отвечая на вопрос «А что если?»
Характер рассказа зависит от объема. Первый конфликт описывай на первых 5-10 страницах.
Начинай книгу с той точки, откуда начинается действие (в настоящем времени). Лучше сразу показывать главного героя и сразу запускать события с конфликта. Нужно «запускающее событие» которое сдвигает героя с первоначального места.
Для каждого задуманного персонажа придумывай имена.
Придумай рабочее название для своей книги.
Определи сеттинг. Уточни времена года, пейзажи, предметы времени… — все должно быть соотнесено с выбранным сеттингом. Нельзя описывать «некий город» если это точно определенный известный город.
У персонажа должна быть жизнь. Пиши где он живет и кем работает; добавляй ему недостатков.
Создай энергетику первой фразы.
Современный читатель хочет чтобы планы сменялись быстро (особенно в рассказе).
Не начинай с философского концепта. Это не тащит.
Не важно, чтобы главный герой понравился читателю. Но личность главного героя должна быть интереснее второстепенных.
Двигаясь по сюжету нужно постоянно развивать своего персонажа. Втягивай главного героя во все большие сложности.
У главного героя должно быть желание и особое тайное (неосознанное) желание.
Давай персонажам нейтральные имена. Читатель должен поверить в написанное.
С главным героем должны быть связаны все персонажи, включая второстепенные.
Создай антагониста — он всегда личность.
Сделай главного героя центром всего действия.
Доводи черту персонажа до гротеска.
Делай меньше имен. Читатель запутается в многообразии.
Пиши ясно и незавуалировано.
Лицо
Заранее определи от какого лица будешь писать книгу.
Первое лицо
Читатель живет в чужом теле. Здесь книжное «Я» это «Автор» плюс «Повествователь».
Плюсы
- Документальность;
- Герой всегда в сюжете;
- Есть свое мнение и предубеждения;
- Могут появиться интересные искажения;
- Усиление интриги (например, где несколько «Я»);
- Естественность изображения рассказчика;
Минусы
- Автор не может показывать все локации в одно время;
- Читатель может видеть только то, что видит его персонаж;
- Повествователь не может залезть в голову другим персонажам;
- Невозможно создать подробное описание главного персонажа;
- Всегда текст нужно говорить языком своего персонажа, включая лексику и обороты речи;
- Читатель знает только то, что знает персонаж;
Второе лицо
В этом случае текст строится как кто-то рассказывает персонажу, вступая в с ним в диалог (ты/мы письмо близком/врагу).
Третье лицо
Третье лицо похоже на всевидящего автора-демиурга.
Плюсы
- Можно показывать сцены там где никто не может;
- Проследить все психологические нюансы в персонажа;
- Обращаться со временем как угодно (растягивать или замедлять);
Минусы
- Недостает субъективности;
Третье лицо (объективная камера)
Здесь повествователь не знает все (что похоже на документальный фильм).
Третье лицо ограниченное (фокальный персонаж)
- Те же ограничения, что от первого лица;
- Фокальный персонаж всегда главный герой;
- Образное мышление автора;
Конфликт
Создавай узлы конфликтов. Конфликт это столкновение интересов:
Мотив (антагонист) -> предмет <- Мотив (протагонист).
Виды конфликтов
- Внешний (окружение)
- Внутренний (персонаж тень)
Не создавай пустых персонажей! Пусть каждый будет вовлечен в предмет конфликта тем или иным способом
Не забывай расслаблять читателя. Вставляй между диалогами/монологами и повествованием — описание/наблюдения или микро рассказы. Чтобы не было затянутости чередуй диалог-описание-экшен.
Тома делятся на части. а части делятся на главы.
Композиция
Композиция (время) ведет от фокала к действиям.
Виды композиций
- Прямая (фабульная)
- Обратного времени
- Умолчание
- Ретроспекция
- Нагнетание (ретардация)
- Композитное кольцо
- Двухвостая композиция
Финал
Виды финала
- Открытый
- Закрытый (конфликт исчерпан)
Конец конфликта
- Счастливый (конфликт разрешается в пользу главного героя);
- Несчастный (конфликт разрешается не в пользуй главного героя);
Проза имитирует образ жизни.
Диалог это прежде всего письменная речь, а не устная (в реальной жизни люди не разговаривают как в книге).
В прозе нет числительных, (пиши один, вместо символа 1).
Художественная деталь оживляет мир.
Следуй одной художественной логики.
Хороший писатель способен увидеть воздух и прозрачность.
Саспиенс
Способы напряжения текста (саспиенс) достигается через эмоции между читателем и героем.
Не надо часто переходить повествования разных персонажей.
Герой должен быть интересен читателю.
Опасность исходящая от волков приводит оленей к форме.
У персонажа не бесконечные ресурсы, особенно часто персонажу не хватает времени.
Чтобы начался саспиенс делай следующее действие в книге понятнее для читателя. Сохраняй интригу, хоть читатель уже знает что происходит, но он до последнего не должен знать чем все закончится.
Пусть с героем случаются ужасные вещи. У героя опасность должна быть реальной. Делай высокие ставки. Чем меньше шансов на спасение, тем выше саспиенс.
Краткость — наивысшая емкость текста (гармония + содержание).
Нагружай каждого персонажа.
Виды текстов
Рассказ
Такой вид текста обычно читается за один присест. Его характеристики:
- Концентрация во всем;
- Один четкий конфликт;
- Один главный герой;
- Единственное время;
- Одна фабула;
- Эмоции идут по нарастающей;
Новелла
Характеристики:
- Динамика сюжета;
- Нет подтекста;
- Одна сюжетная ветвь;
Повесть
Характеристики:
- Последовательное развитие;
- Один главный герой и много второстепенных персонажей;
- Спокойное и плавное развитие истории;
Роман
Характеристики:
- Много фабул;
- Два или больше главных героев;