0

Основные принципы чистого кода при разработке программного обеспечения

16 октября, 2025
1 минута чтения

Структура кода

  • Дробите логику класса на небольшие методы
    Каждый метод должен решать одну конкретную задачу.
  • Делите длинные выражения и литералы
    Сложные выражения разбивайте на отдельные переменные с понятными именами.
  • Минимизируйте вложенность конструкций
    Глубокая вложенность условий и циклов усложняет понимание кода.
  • Избегайте сложных конструкций управления потоком данными
    Откажитесь от goto и чрезмерной рекурсии.
  • Добавляйте защитные ограничители в циклах
    Всегда предусматривайте выход из потенциально бесконечных циклов.
  • Избегайте лишние else
    Используйте ранний возврат (return) для упрощения логики.

Именование и понятность

  • Давайте самодостаточные и понятные имена
    Имя должно полностью отражать назначение элемента.
  • Стремитесь писать самодокументируемый код
    Хороший код не требует комментариев для объяснения.
  • Избегайте магические числа
    Выносите числовые значения в константы с осмысленными именами.
  • Явное лучше неявного
    Предпочитайте явное указание типов, зависимостей и поведения.

Принципы SOLID

  • Single Responsibility Principle (SRP)
    Каждый класс должен иметь одну причину для изменения.
  • Open/Closed Principle (OCP)
    Классы должны быть открыты для расширения, но закрыты для модификации.
  • Liskov Substitution Principle (LSP)
    Объекты базового типа должны быть заменяемы объектами его подтипов.
  • Interface Segregation Principle (ISP)
    Не заставляйте классы реализовывать методы, которые им не нужны.
  • Dependency Inversion Principle (DIP)
    Код должен зависеть от абстракций, а не от конкретных реализаций.

Архитектурные принципы

  • Стремитесь к слабой связностью между модулями
    Используйте IoC, DI, Service Locator для уменьшения зависимостей.
  • Создавайте классы с логической связностью
    Все методы и свойства класса должны быть логически связаны.
  • Инкапсулируйте то, что изменяется
    Скрывайте детали реализации, которые могут измениться.
  • Разделяйте интерфейсы
    Лучше много маленьких интерфейсов, чем один большой.
  • Принцип композиции над наследованием
    Предпочитайте композицию классов наследованию.

Поддержка кода

  • Don’t Repeat Yourself (DRY)
    Не дублируйте код, выносите повторяющиеся части в отдельные методы.
  • You Aren’t Gonna Need It (YAGNI)
    Не добавляйте функционал, который может пригодиться в будущем.
  • You Don’t Need It Anymore (YDNIA)
    Удаляйте неиспользуемый код без сожаления.
  • Command-Query Separation (CQS)
    Разделяйте методы на команды (изменяют состояние) и запросы (возвращают данные)

Практические принципы

  • Keep It Simple, Stupid (KISS)
    Выбирайте простые решения, избегайте излишней сложности.
  • Следуйте принципам безопасного программирования
    Защищайте приложение от известных уязвимостей.
  • Не гонитесь за преждевременной оптимизацией
    Сначала сделайте код правильным, затем быстрым.
  • Закон Деметры
    Объект должен взаимодействовать только с ближайшими соседями.

Работа в команде

  • Используйте парное ревью
    Особенно при решении сложных задач.
  • Следуйте стандартам кодирования команды
    Единообразие кода улучшает его понимание.
  • Документируйте API и архитектурные решения
    Ключевые решения должны быть задокументированы.

Тестирование

  • Пишите тестируемый код
    Проектируйте классы так, чтобы их было легко тестировать.
  • Автоматизируйте тестирование
    Покрывайте код автотестами разных уровней (unit, integration, e2e).
  • Используйте TDD/BDD
    Написание тестов до кода помогает лучше спроектировать решение.

Добавить комментарий Отменить ответ

Предыдущая статья

Создание ReAct Agent с LangChain

Exit mobile version