хороший рассказ

Пишем хороший рассказ

17 апреля, 2016
4 минут(ы) чтения

Если контент не отображается, включите VPN.

Вот еще подсказки

Основная мысль

В основной части выступления должна быть высказана основная мысль — в зоне золотого сечения (1/3 или в 2/3, чтобы оставалась 1/3)

Избегайте шаблонов

Хороший писатель обращается не только к визуальному ряду, но и к обонянию, осязанию, вкусу. 

Слепой как крот/холодный как лед/яркий как солнце/твер-дый как камень/здоровый как лошадь/слезы ручьями/море лиц.

Не используйте в одном предложении много сравнений подряд

Если ты сочиняешь «под кайфом», редактируй в нормальном состоянии. Если сочиняешь в нормальм состоянии, редактируй под кайфом. И всегда с группой единомышленников.

Древний суфийско-пифагорейский принцип

«Она была высокой как телеграфный столб, худой как тростинка, ее кожа была мягкой как бархат, а глаза голубыми как море».

Не смешивайте метафоры

«Он зарывал свой талант в землю и прятал голову в песок».

Не пишите о том, чего читатель может не понять

«От него несло S02». (He все знают, что S02 — формула диоксида серы, пахнущего тухлыми яйцами.)

Не растягивайте сравнение

«Его руки были заскорузлыми как корни дерева, почерневшими за годы под землей, грубыми, словно изъеденные термитами, и крепкими, как и положено быть корням».

Будьте осторожны с объектом сравнения

«Вечер был погожий и теплый, небо было усыпано звездами как щеки больного оспой – нарывами».

Если вы описываете нечто отталкивающее, со сравнениями надо быть не менее осторожным

«Зажав нос, он заглянул в канализацию. На поверхности время от времени вздувались пузыри — зеленые, как елочные украшения».

Помните, читатель должен отчетливо представлять себе объект сравнения. Избегайте подобных пассажей

«Ее лицо напоминало дорожную карту, на которую наложили план здания Пентагона».

Не перегружайте сравнение

«Ее глаза были подобны индийским сапфирам, которыми ювелир из Танжера украсил южноафриканские бриллианты».

Не смешивайте буквальные и фигуральные выражения

«Даблдей был отцом бейсбола, двух сыновей и дочери».

Подводя итог, скажем, что ваше произведение должно быть ярким, насыщенным (побольше деталей, поменьше общих фраз), в нем должен чувствоваться темп. Используйте всю палитру ощущений: слух, зрение, вкус, обоняние, осязание. Не забывайте о духовном мире и помните о чувстве юмора.

Ответьте на следующие вопросы

Художественное произведение пытается донести до читателя мысль, что ответ на любой вопрос неким фантастическим образом заключен в самом вопросе. Чтобы получить ответ, нужно вывернуть вопрос наизнанку.

Основы сюжета

Первый вопрос, который вы должны себе задать: доказана ли идея произведения. Нужно чтобы содержание соответствовало идее.

Второй, Задумайтесь, удалось ли затронуть чувства читателей. Сможет ли читатель отождествить себя с персонажем?

Третий, Персонажи контрастны? Они действуют на пределе возможностей?

Главные герои должны расти от крайности до крайности. Как с этим делом обстоит у вас?

Во всех ли конфликтах присутствует развязка? Возникнет ли у читателя ощущение законченности романа?

Конфликты разнообразны? Повторы есть?

Есть ли в кульминации элемент неожиданности? Будят ли кульминация и развязка в душе читателя сильные чувства?

Есть ли в романе ирония или идеальная справедливость?

Удалось ли вам полностью раскрыть образы главных персонажей?

Есть ли в романе эпизоды, которые могут вызвать у читателя разочарование? Если да, их надо выкинуть.

Вы прибегали к ретроспекции? Так ли она нужна?

Вы не упустили важных конфликтов? Вы полностью описали все значительные события?

Пройдитесь по каждому эпизоду. Везде ли присутствует развивающийся конфликт? Взволнует ли он читателя до глубины души? Если эпизод с конфликтом можно выкинуть без особого вреда для романа — выкидывайте.

Диалог

Два обязательства возлагаются на всякого, кто избирает литературную профессию: быть верным факту и трактовать его с добрым намерением.

Нравственность литературной профессии

В хорошем диалоге персонаж выражает свои желания опосредованно.
Диалоги между персонажами, действующими на пределе возможностей, всегда опосредованны.
При работе над диалогами персонажи получаются остроумней, очаровательней, образованней, умней, болтливей, чем вы сами.

Прочитайте все диалоги, обращая внимание на каждую реплику. Каждая ли реплика способствует дальнейшему развитию сюжета? Проясняет ли она образ персонажа? Она красочная? Оригинальная? Может ли персонаж сказать что- нибудь поумнее?

Удалось ли в повествовательных эпизодах использовать всю палитру ощущений (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание)? Вы не забыли о внутреннем мире и юморе? Имеет ли смысл в некоторых предложениях поменять страдательный залог на действительный? Достаточно ли деталей? Не много ли общих фраз? Роман написан убедительно? Или он слабый и скучный?

Итог

  • Делай эффектные/живые диалоги
  • Используя короткие предложения в диалогах
  • Пусть диалог несет всю информацию, вместо того чтобы самому расписывать что это значит
  • Пиши красивым языком. Больше метафор! Избегай клише.
  • Погрузи читателя в историю. Играй чувствами: вкусом, осязанием, обонянием, слухом, зрением, ощущением движения,

Конфликт

Самый продуманный сюжет в мире теряет смысл, если в нем отсутствуют напряжение и восторг, которые привносит конфликт.

Искусство беллетристики

Конфликт в художественном произведении всегда развивается по схеме действие — противодействие Конфликт разгорается, когда, во-первых, у персонажей разные цели, а, во-вторых, они испытывают острую необходимость этих целей достичь. Если ставки высоки и ни одна из сторон не уступает, имеются все предпосылки для создания высокохудожественного произведения.

В высокохудожественном произведении главный герой равен но силе сопернику, они достойны друг друга.

Насадить героя на вилы дилеммы — значит поставить его перед серьезным выбором. Герой по очень серьезной причине должен или вынужден совершить некий поступок и одновременно, по столь же серьезной причине, не может совершить его. Именно в этом случае, когда герой готов разорваться на части, он находится на вилах дилеммы.

Денис Сергеевич Басковский

Философ, изобретатель и поэт.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Предыдущая статья

Как оценить величие произведения

Сертификат за участие в проекте Creative Writing School "Проза для начинающих"
Следующая статья

Прошел курсы писательского мастерства CWS