Что я усвоил из лекций по управлению интеллектуальными активами компании

Карпова Наталья Николаевна ©️
14 октября, 2023
3 минут(ы) чтения

Руководители должны говорить так, чтобы их слушали.

Любые перемены приносят беды. Хорошее ждут только следующие поколения.

К знаниям находятся самые большие претензии.

Знания — это применимая информация.

Знания это результаты интеллектуального труда.

Экономия на масштабе — основное экономическое свойство знаний.

Знания не могут быть товаром. Потому что они не обладают свойством редкости.

Чтобы объект стал товаром это должна быть собственность.

Собственность это триада правомочий: владение, распоряжение, пользование.

Объекты собственности — это недвижимые материальные объекты (земля, здания) и движимые материальные объекты. Нематериальные объекты — результаты интеллектуального труда (РИД).

Субъекты собственности это физические лица (человек) и юридические лица (предприятие).

Легальная монополия на знания — единственное пока оружие конкурентной борьбы компании.

Институт семьи — не был создан человечеством.

Интеллектуальная собственность — это права на результаты РИД.

Гении ставят цели. А талантивые люди попадают в эти цели.

Институт интеллектуальной собственности это:

  1. Промышленная собственность — права РНТД и приравненные к ним средства индивидуализации. 
  2. Авторское право 
  3. Секреты производства (коммерческая тайна)

Автор это физическое лицо или коллектив физических лиц, творческим трудом которого создано решение.

Приоритет это первенство.

Пути подтверждения приоритета:

  1. публикации 
  2. публичные выступления
  3. выставки 
  4. государственная регистрация (выполняется через полгода после публикации, публичных выступлений и выставок)
    1. Регистрации предприятия в налоговой инспекции
    2. Регистрации ГОСТ
    3. Роспатент для РФ

Дата приоритета это дата введения в хозяйственный оборот.

Новизна характеризуется:

  1. Абсолютная мировая новизна — понятие при котором для научно-технической экспертизы (НТЭ) используются все мировые виды публикаций, а также факты применения данного решения в мире.
  2. Относительная мировая новизна — при которой для НТЭ используются все публикации в мире, а факты применения данного решения только в данной стране.
  3. Локальная (местная) новизна — для экспертизы используются факты применения и публикаций только в данной стране. 

Свойство патента:

  1. Субъективные свойства:
    1. Автор (физическое лицо или коллектив творческим трудом которого было создано)
    2. Заявитель (сам автор или юридическое лицо)
    3. Правообладатель (патентообладатель) является лицо выполнившим три условия
      1. НИОКР
      2. Выявление ОИС
      3. Правовая охрана РИД
  2. Территория действия
    1. Национальные патенты
    2. Региональные патенты
    3. PCT (договор о патентной кооперации)
  3. Срок действия. Зависит от
    1. Законодательства страны
    2. Условия уплаты патентных пошлин
      1. Ежегодная выплата пошлин
      2. Единоразовая выплата
    3. Возможность восстановления патента (в течении трех лет можно восстановить патент на территории РФ)

Техническое решение на выставках не раскрывать.

Самая новая информация находится в патентах.

В публикациях может быть дезинформация.

Виды охранных документов:

  1. Патент — удостоверяет: авторство, приоритет, новизна и исключительное право пользования и запрета пользования им патентообладатель
  2. Свидетельство — это документ имеющий запретительный характер, но выдается на определенный объект интеллектуальной собственности

Создавай договор о творческом участии, где четко прописывается доля творческого участия.

Легальная охрана это оружие экономической войны.

Патент считается нарушенным если использован хотя бы один пункт формулы изобретения.

Пункт формулы изобретения считается нарушенным если используется все существенные признаки изобретения без исключения.

Товарные знаки сравнивают однородный товар разных производителей.

Виды товарных знаков:

  • Словесный
  • Изобразительный
  • Звуковой
  • Запахи
  • Комбинированный

Чем проще графика товарного знака тем лучше его запоминает клиент.

Товарный знак может зарегистрировать только юридическое лицо.

Критерии регистрации Товарного знака:

  • Название 
  • Виды деятельности или указание на качество товара
  • Государственный символ (без разрешения соответствующих администраций)
  • Плохих слов
  • Не признан общеизвестным 

Бренд это хорошо зарекомендовавший себя товарный знак.

Бренд разработать нельзя. Можно разработать товарный знак.

Критерии регистрации товарного знака:

  • Отсутствие ТЗ может привести к потере бизнеса
  • Защищает от интеллектуального пиратства
  • Только зарегистрированный ТЗ можно поставить на баланс
  • Можно осуществить всякие сделки по лицензионному соглашению или франчайзинг 
  • Выйти зарубеж 

Следом после РФ регистрируй на Китае.

Самое большое число судов по товарным знакам.

Идеи в мире не охраняются.

Авторское право возникает:

  1. Возникает в силу создания произведений
  2. Охраняет форму, а не содержание
  3. Состоит из двух частей
    1. Личные неимущественные права (Moral rights)
      1. Право автора на авторство
      2. Право вводить в хозяйственный оборот свое произведение
      3. Обеспечение сохранности произведения
        1. Охраняются бессрочно и не передаются по наследству и не участвуют в коммерческих сделках
    2. Имущественные права (экономические права) — право получение прибыли от использовании произведения.
      1. Имущественные права охраняются в течении всей жизни автора и 70 лет после смерти последнего соавтора. 
      2. Имущественное право отделимо от автора
      3. Имущественные права могут использоваться в сделках
  4. Авторское право не требует регистрации объекта

Копирование является использованием произведения.

Когда программы нужно регистрировать:

  • При установлении авторства и правообладателя
  • При выходе на рынок
  • Постановка на баланс
  • Судебные разбирательства
  • Сделки с ПО

Надо регистрировать базовые программы (Фреймовые).

Сведения коммерческого характера:

  • все сведения о финансовых потоках
  • Все сведения о контрагентах (поставщики, покупатели…)
  • Сведения о маркетинговых исследований

Производственные секреты:

  • Технологии производства
  • Технологические регламенты
  • Ноу-хау (know how) — уникальные знания которые позволяют получать оптимальные показатели товара или услуги

Организационно-Управленческие секреты:

  • Структура предприятия
  • Система взаимодействия подразделений 
  • Система подготовки кадров
  • Система стимулирования сотрудников

Организационно-Управленческие секреты Для данной правовой охраны:

  • Эти объекты хранит само предприятие
  • Эти объекты нигде не регистрируются 
  • Охраняется столько лет, сколько посчитает нужным

Организационно-управленческие секреты регистрируются регистрирует само предприятие.

  1. приказ о введении режима коммерческой тайне
  2. Положения о коммерческой тайне на территории предприятия
    1. Перечень объектов которые относятся к коммерческой тайне: (Организационная структура предприятия, Система расчетов предприятия, …)
    2. Три списка сотрудников
      1. Лица разработчики
      2. Лица работающие с этой информацией
      3. Лица имеющие доступ к этой информации
      4. Лица имеющие доступ к помещению где хранится эта информация 

Обеспечить коммерческую тайну дороже чем зарегистрировать патент.

Лицензии нельзя ставить на баланс.

Традиционный бизнес:

  • Физический капитал
  • Оборотный капитал
  • Человеческий капитал
  • Бренд-капитал

Новая модель бизнеса: бренд-компании:

  • Бренд-капитал
  • Человеческий капитал
  • Оборотный капитал
  • Физический капитал

Денис Сергеевич Басковский

Философ, изобретатель и поэт.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Предыдущая статья

Сертификат: Управление конфликтом интересов

Следующая статья

Что я усвоил из курса «Управление рекламой»