Если контент не отображается, включите VPN.
Программирование — это частный случай поэзии: здесь так же важна читаемая структура, соблюдение правил синтаксиса и гармонии. Прежде чем делать публичные релизы, надо сперва узнать своего пользователя, быть одновременно и переводчиком, и историком, чтобы некто из другой сферы IT смог прочесть написанный ранее код. Сам программист учится в своём ремесле сочетать характеры писателя, изобретателя и испытателя. Тысячи разработчиков сливаются в огромные мега-проекты, что невозможно представить, например, у художников, где каждый со свойственным только ему стилем облицовывает собственное полотно.
Код соединяет несоединяемое
Реалии сегодняшнего дня — проучиться несколько лет пониманию тонкостей одного языка, чтобы затем перейти на совершенно другой язык. Обучение JavaScript’у и HTML5-окружению становится для меня решающим в карьере, это происходит, когда я получаю в одной крупной конторе работу над большим гнилым проектом. Но об этом я поведаю дальше, ниже по тексту…
У меня была задача в получении диплома, той самой книжечки, которую дают когда ты заканчиваешь универ. Чтобы это сделать, ещё надо было пройти три последних квеста:
- Закрыть сессию
- Пройти госэкзамен
- Защитить дипломный проект
Так начался снежный 2013 год. Уже подросший, со снятыми недавно брекетами, я пытаюсь в третий раз хоть как-то сдать «Параллельное программирование», что в итоге со всем этим стрессом оставляет во мне достаточный осадок, чтобы на всю жизнь возненавидеть C++, MPI, OpenMP и прочее.
Зато госэкзамен на удивление оказывается простым. Предложенная мной тема звучала мощно, по крайней мере тогда. Технологии на то время являются самыми современными, препод подобран самый нормальный. Всё в кураже. Аккурат, во время весеннего финансового обострения друг помогает с работой. Итог: на дипломный проект почти не остаётся времени.
Каждый выпускник технического вуза после учёбы хочет попасть на работу, где будет современный стек технологий. Вот только это могут позволить две категории контор:
- Стартапы, которые навряд ли возьмут только ощетинившегося студента.
- Достаточно крупные конторы, которым давно пора уходить от старой технологии в пользу приоритетной новой.
Первая официальная работа удивляет меня своим ужасным HTML 4.01 — сайтом, прямиком из начала нулевых, с его жуткими инлайновыми скриптами и стилями, отсутствием вменяемой архитектуры, единого стиля написания и отсутствием любой документации. С этим я начинаю постигать дзен веб-девелопера, читая неуклюжий код написанный мозгами сипипишника или яваиста.
Семантическая поэзия
Мой типичный день в конторе описывается простым чек-листом:
- Взять major задачу в JIRA
- Несколько раз уточнить её
- Найти и внести коррективы в огромном солюшене
- Протестировать во всех браузерах
- Прибить баги грязными хаками
- Скомпилировать
- Перенести обновленные DLL на продакшн
- Дождаться обновления кэша
- Отправить тикет на тест
- ????????
- GOTO 1
Так должно продолжаться 8 часов в день, 40 часов в неделю, съедая 11 месяцев в году…
Путь человека — это постоянное столкновение его страхов и его надежд. Трудно заниматься полезными вещами, когда нужно подвинуть кнопку, в десятый раз подкрутить валидацию, постоянно следить за временем в JIRA, крепко пообедать и поучаствовать в очередном митинге. На работу не остаётся времени. Настоящую работу делает Senior, то есть тот, кто всё ещё помнит, зачем в коде «этот чертов Magic Number», и Middle, который умеет успешно обновится до следующей версии .NET, поломав менее 24% написанного говнокода. Пока я лишь джун, единственная мысль которого, по приходу на работу — это переписать весь этот пиздец с нуля.
Каждый будний день я хожу на работу в почти самый центр гордо вылепленного Питера, мимо тесно сжатых друг к другу низких домов с огромными окнами, под которыми красуются чистые дорогие иномарки, стоящие на полуразрушенном асфальте. Я схватываю на лету нетипичные для приезжего кадры: вот бодрая старушка с пирсингом рассекает дорогу на самокате; вот меня подрезает на дешёвом раритетном велосипеде миловидная фиолетоволосая девушка с большими и, наверное, дорогими наушниками; или как слушает Black Metal пожилой водитель троллейбуса… Именно такие моменты постепенно превращают меня в кого-то другого, кем бы я никогда не стал, оставшись сидеть в родной провинции.
Я нутром чуствую, не смотря новости и прочий бред, что контора рушится и принимаю верное решение валить (спустя полгода эта контора с эпической новостью рухнет). Так начинается переходный этап в поисках лучшего места. Полуразрушенный офис в центре города меняется аутсорс-кабинкой. Я работаю неделю на дому, пока конторка перебирается в новый бизнес центр. Внезапно мне приходит интересное приглашение из неизвестной геймдев конторы. Я еду на метро в перду города, захожу в БЦ класса В+. Что-то мямлю охраннику, поднимаюсь на лифте, сажусь на диван, жду. Мне любезно приносят только что сваренный горячий кофе, я трачу 30 минут на собеседовании и иду обратно в свою комнатёнку.
Мне приходит оффер. Я меняю Lean на Scrum, платформу ASP.NET на платформу SmartTV и ограничиваю себя подписью в контракте. Чувак мне говорит: «Из геймдева будет очень сложно уйти». Сейчас я могу сказать, он был чертовски прав! Геймдев — это путь в сторону, и чтобы передумать, придётся идти обратно, сократить дорогу не получится. Теперь в будничный день я из центра выезжаю на другой конец города, сопровождаемый массой тленно читающих какую-нибудь книгу или бездумно рубящихся в популярную мобильную игру обывателей.
Сомнение – стена отделяющая тебя от удачи
Маленькая студия — это большая проблема. Когда проектов становится слишком много, графики летят к черту. Иногда почти нет работы и сотрудники вынуждены брать неоплачиваемый отпуск. Все «верхние» ребята друг друга «нагибают», будь-то заказчик или сотрудник звеном повыше тебя. Гибкий график — это средство скрыть тот факт, что часто придётся задерживаться из-за постоянных срывов дедлайна. Единственная вещь, способная удержать человека в геймдеве — его личное стремление написать игру. Лучше — свою собственную.
Если ты не понимаешь задачу полностью, тебе не стоит за нее браться
Когда хобби становится работой — одним хобби становится меньше. Игровая индустрия похожа на особый вид лотереи. Если задержишься, можешь потерять больше, чем приобрёл. Но обилие молодых ребзей, которые пытаются совмещать учёбу и работу, доставляют радости больше, нежели пятничные поглощения пиццуни и алкоголя в окружении брачных людей. Многих удерживает на работе дружный коллектив, где по пятницам совершенно нормально начать бухать со своим шефом, узнавая по ходу пьянки много чего интересного. В этом значимое отличие говнаря-инжинера от манагера, который выглядит словно вылизанный винтик в белой рубашке, с основной задачей беспрекословно идти намеченным курсом, день за днём чекая статистику твоих работ.
Шёл второй год моей рабочей жизни. Я уже мог разобрать в будничной тишине звуки кулера работающего компьютера, шаг каждого коллеги и ерзание чей-то задницы в кресле в нашем общем просторном опенспейсе. Уже давно приелись раздражающие монотонные стуки клавиш, открытие и закрытие дверей с одинаковым писком, воздух от кондиционера, который продолжает бить прямо в правую щеку.
Недельные митинги чередуются каждодневными стэндапами. Руководство всё чаще говорит про деньги, заманивая людей в дыру безысходности, даже не понимая, что показывает тем самым их истинный, нищебродский облик. Сотрудники хотят делать игры, а руководство хочет делать деньги. Вместо AAA проектов ты делаешь что-то безобразное, что, возможно, понравится домохозяйкам. Это работающие законы маркетологов, неприменимые к среде разрабов и дизигнеров. Но всё же, юные падаваны продолжают по инерции дергать за мышечки, в надежде успеть к пятничному дедлайну, когда усталый взгляд бывалых просто желает заслуженного отдыха обязательно где-нибудь в Европе. Поэтому нужно всегда быть навеселе, сковать братство, общаться, пить, курить, быть со всеми, быть сильнее, не остывать и не оставлять никого. Когда кто-нибудь будет нуждаться, нужно помочь ему выкарабкаться. Именно здесь я узнаю настоящую цену своей работы, которая стоит гораздо выше той серой зарплаты, которую я получаю два раза в месяц.
Честно говоря, сам факт работы в игровой индустрии довольно захватывающий. Но суть не в этом, главное для меня остаётся выход первой игры — отдать дань тому маленькому мальчику, который конструировал собственные миры, сидя в трамвае, автобусе и авто, непрерывно смотря в окно, а приходя домой, переплетал фантазии и реальность, уходя во сне в новый, магический мир грёз. И пусть выпущенная игра на самом деле полный «ацтой», я верю, что именно благодаря играм мы все учимся, обретаем опыт и движемся вперёд, подготавливая себя к предстоящей за окном будущей жизни. Надеюсь, мой скептицизм к современным играм когда-нибудь улетучится, а на место сегодняшним казуальным развлечениям придут игры, в которых, как и прежде, будут царить дух настоящих побед и неиллюзорных поражений. Может, этого уже не случится, потому что я теперь всё меньше смотрю на мир за окном…
Вот ты наговнокодишь и тебе приятно работать с говном?
V7T
Приходя рано в офис видишь картину повергающую в шок. Десятки людей по-одиночке идут с одинаково большой скоростью в Зикурат, где проведут треть дня, погруженные в рабочий анабиоз. Заходя в здание, поведение людей, ничуть не меняется. Девушки гладят локоны волос, поправляют новую юбочку и мило уходят от взглядов. Все нелепо мониторят инфу лифта, молча выжидая его прибытия. По прибытию, народ быстро расползается по нему, создавая давку. Влезть всем нельзя. Кто-то пытается войти — но из-за перегрузки тихо материт собственный фейл и уходит обратно. Теперь в замкнутом квадрате мы вчетвером. Меня окружают люди которых я видел уже сотни раз, но ничего не знаю о них. Кто-то из них упрямо смотрит в свои ботинки, кто-то разглядывает зеркало, кто-то проверяет телефон или поправляет прическу. В лифтах не принято заводить знакомства.
Выходя, следующие девять часов выпьют из тебя все амбиции дав взамен эквивалент собственного бессилия и чужого благополучия, нервы и жизненные силы воплощённый в материю — деньги.
Типичный рабдень в зикурате:
- 10:00 Респаун
- 10:30 В зависимости от приближения дэдлайна: похерфейс/нервное рычание на моник
- 10:45 Полировка рабместа, протирание очков, тщательное сдувание пыли с клавы
- 11:00 15+ минутный полустоячий стандап
- 11:40 Утренняя прокурка / заседание в башиме (бывший башорг) / мемчиков
- 14:00 Обед
- 14:40 Поход по магазам в поисках коржиков
- 15:00 Выяснение отношений с начальством
- 15:30 Борьба со школотой, студсотой и пр. зергами в инете
- 16:00 Игра в плейстейшн / осмотр тытуба / залипание имиджбордов
- 16:00 Срывание сроков / сдача проекта
- 16:30 Распитие чая / кофе с булочками
- 17:00 Доделка вчерашней работы
- 18:00 Почта / скайп / соцсеть/ чтение новостей / хабралента
- 19:00 Чье-либо празднование / покидание офиса
Я думаю что каждый работник, который работает в конторе все больше и больше времени, должен иметь больше преимуществ перед новым работником. Раньше я говорил про уменьшающийся рабочий день, сейчас я дополню список.
Ничего нового, просто все вкусняшки не нужно давать сразу. ДМС — после года работы, подарочный ноутбук, планшет или телефон после двух лет. Возможность играть в приставку в обеденный перерыв — после 5 лет. Думаю, так сотрудники будут реже «перебираться» в другие конторы. В этом есть некое начало игрофикации офисной жизни. Где с каждым левелом, ты получаешь не только больше очков, но и больше способностей.
В какой-то момент начало было положено. Когда сообщают что компания планирует продаваться, становится не по себе, особенно, когда полугодом ранее ты, общаясь с Senior HR, смутно понимаешь это и нутром чувствуешь недоговорки, а то и на прямой вопрос следовует ответ: «Тебя это не касается». Вот именно, что касается. Такими тупыми решениями маленькие конторы теряют своих лучших людей. По мне, отношение между людьми гораздо важнее, чем приманка гринкартой и переезд в новый офис в центре. Даже если станет лучше, ты будешь помнить, как тебя могут поиметь. Когда компания нанимает множество дешёвых сейлзов и не нанимает годных прогеров — прикидывай продажу. Эти новые люди должны повысить стоимость конторы в глазах покупателя. Во-первых, из-за большего числа людей контора будет тупо стоить дороже. Во-вторых, с бегающими по офису джунами можно нахватать несколько новых заказиков, в случае неуспеха поглощения. Хитрая многоходовочка.
Время движется, я изучаю различные подходы, читаю литературу и обучаюсь, сам себе отвечаю на возникающие вопросы уже без форумов и прочей херни. После испыталки страх увольнения утихает, и ты можешь начать «запускать жука», познавая вещи в дебаге, словно хирург осматривать внутренности софта. В какой-то момент приходит ощущение потолка, значащее, что ты вырос, тебе нужно что-то более сложное, прыжок веры, выше своей головы. Именно в этот момент я начинаю проходить собеседование за собеседованием, страх перед которыми постоянно уменьшается, и это даже становится моим хобби.
Попасть на работу в мировую контору чрезвычайно сложно. Обычно стеклянные офисы таких контор находятся рядом с хреном города, с близлежащим фитнесом. Заходя внутрь, тебя ожидают молодые охранники, чтобы дать бейдж. Ты заходишь и ждёшь. Ждёшь достаточно, чтобы появилось желание вернуться назад. Возможно, это часть интервью, но дальше всегда будет что-то невероятно тупое. В основном, тупыми будут вопросы, задачи и само интервью в целом. Да и вообще тупо искать уверенного в Linux-пользователя, знакомого с Bash и Python, в совершенстве владеющим Angular, умеющего быстро разобраться в неизвестной ему NoSQL базе данных и написать REST на NodeJS. Всё за 60 минут. Интересно было бы пообщаться с таким труъ Full Stack программером с мозгом математика. После сабезы я понимаю, что никакой я ни программист, ни бэкэндщик, ни фронтэндщик, ни знающий английского, простой обычный разработчик, чудом потерявшийся в окружении огромных плазменных панелей, окруженный от мира чудаковатыми гиками и нердами. Чувство обиды и сжатых сроков нахлынули на меня.
Приходи пораньше, отсыпайся пока никто не видит и уходи пораньше
Коллега
Мне стукнуло двадцать три
Я проснулся взрослым человеком с осознанием того, что всё запланированное не сможет стать реализованным. Единственный верный путь в такой ситуации — убрать всё лишнее и оставить лишь самое необходимое; то чем ещё пользуешься и чем планируешь пользоваться ближайшее время. Я начал с каталога игр и удалил с десяток тайлов, которые решительно хотел пройти прежде. Затем в корзину пошли программы, которые не успели выделить меня — всякие музыкальные секвенсоры и различные редакторы, на обучение которых у меня так и не нашлось времени. Я как никогда понимал, что жизнь следует схватить за гриву и отрубить на бегу всё то, что меня держит, найти наконец нечто, что меня ждёт. У меня не было кредитов, ипотеки и постоянной девушки. Меня ничего не держало. Вернее, держало. Я врос в этот город, меня держали проекты на работе и самые лучшие девушки России, на которых иногда оставалось незначительное время.
Какой в этом толк, когда твой программист плачет?
Каждый вечер я возвращался на Ваську, каждый вечер там меня ждали новые люди. В один момент я прошел мимо человека, одетого в костюм бутера, и остановился в раздумьях. Повертев голову в разные стороны, я понял, почему. Понял, насколько нелепо и обидно видеть как служат технологии, математика, биология, химия на идеи маркетинга…
Проект закончился, меня переключили на iOS-разработку. Опять C#, Unity3D (который я пытался изучать, будучи на 3-ем курсе) и совершенно новый для меня облачный бэкэнд. Прошло менее месяца, я остался в проекте один на один заканчивать приложение полуторагодовалой давности с отсутствием документации, как в старые-добрые времена. В Xcode у меня не было никакого опыта, да и тестового устройства к тому же не оказалось. Нельзя что-либо писать, имея лишь эмулятор. Когда тестовое устройство появилось, я прифигел, сколько всего надо сделать. Так я понял, что хороший специалист всегда имеет при себе новые девайсы и последние версии ОСей. И дома имеет тот же набор программ, что и на работе.
Когда я начинал это писать, только Бог и я понимали, что я делаю. Сейчас остался только Бог.
Кто-то из интернета
Хочу свободы, хочу жить в собственной квартире, хочу на байке добираться на работу за полчаса. Но у меня нет желания горбатится десять лет ради этого. Всё что у меня есть – только я сам, и то мгновение, что отделяет меня от моего будущего.
Благодаря другу, который работает в стартапе, решаю поехать в Москву. Хотя меня очень сильно влечёт поработать в большой конторе, лучше снова в центре Питера. Несмотря на уговоры коллег и друзей, я оставляю всё и чуточку больше, и прихожу на работу в шаговой доступности от Красного Октября.