way 4
«Кто решает в фирме?»

Путь разработчика. Часть 0х4. Желание или рост в сторону

Желание
15 августа, 2015
4 минут(ы) чтения

Если контент не отображается, включите VPN.

Большая ошибка вначале пути уничтожает, ломает и разрывает на куски настолько, что невозможно встать на ноги, возможно, никогда. Маленькие ошибки словно микроразрывы, наоборот, укрепляют и всячески держат тебя в напряженном тонусе. Правильно поставленный цикл жизни похож на хорошую тренировку, когда ты каждую неделю поднимаешь свою планку на всё более высокий уровень. Время от времени готовясь к тем соревнованиям, которые вселенная сгенерировала для тебя.

Не в силах чертить свой путь жизни, но в силах влиять на его направление. Кажется, что то к чему я иду убегает от меня. Крошу свои действия, влипаю в очередные затеи…

Небо есть или только снится.

Наталия Тараненко

В мире разработки информационный поток настолько силён, что становится своего рода узким горлышком для тех, кто не уверен в выбранном направлении. Пробравшись в этот мир глубже, замечаешь себя в огромной бутылке, которая тебя уносит туда, куда ты не планировал. Опомнившись, трудно взять себя в руки, уже не выйти сухим, что-то грязное останется на тебе некоторое время. В стремительной погоне за заветным «Идеалом» эволюционируют языки, практики, инструменты, среды, сознание, в это время рождаются конкуренты, десятки, сотни… Идеал недостижим, да и не должен быть достижим вовсе — особенно код, который придётся переписывать через год, три или спустя все пятнадцать лет. Программа, как и любой организм, имеет свои сроки жизни, живёт и умирает, независимо от внутренней и внешней красоты.

Дорога в ад жизни вымощена глобальными планами

Пока остальные развлекаются, я развиваюсь. Но как не спеши, жизнь — это неписаная книга, новые главы которой появляются быстрее, чем ты успеешь закончить старые. Так проживаю секунду за секундой, час за часом, год за годом, стараясь понять как отразятся в будущем прежде принятые мной решения. Я делаю не что я хочу, делаю когда не надо и не столько, сколько требуется. В ожидании подходящего «лучшего времени», трачу текущее на какую-то херню. Единственное время, которое я могу осязать происходит прямо здесь и прямо сейчас. А я всё продолжаю тупить…

Остановившись в дешёвом хостеле, сразу вспоминается общага. Но есть отличия: вместо молодых студентов здесь тусуются мигранты среднего возраста. Завтракаю бутерами в забегаловках, обедаю чем придётся и ужинаю когда получится. Осадок от всей этой сухомятки и выпитых стаканов кофе будет когда-нибудь потом, а пока наступает день Икс. Выхожу пораньше, чтобы заранее исследовать маршрут и прочистить голову от шумных соседей, прохожу мимо типовых многоэтажек вдоль небольшого лесного парка (и это называется экологически чистый район?). Наконец, я на месте. После небольшого общения, мне дают разные бумажки для тестирования. Отвечаю на бесполезные для меня вопросы, а в голове продолжает крутится одна мысль: «Готов ли я тратить самые светлые часы дня на сидение в душном офисе?». Всеми силами стараюсь не показать своё пренебрежение и с упорством первоклассника берусь за решение задач по Java.

Везёт ли мне, что дают сразу оффер?

Тогда я ещё не понимал, куда меня в конце концов занесёт, и от неожиданности чуть ли не ответил контр-оффером, всё слишком просто оказалось. Взяв время на раздумывание, иду искать жильё неподалёку, на самой окраине города, при этом как-то успевая выполнять фриланс и быть «всегда на связи» в скайпе. А ещё на неделе меня ждут два собеседования в разных частях города…

%25D0%25B2%2B%25D0%25BF%25D1%2583%25D1%2582%25D1%258C%2B%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B7%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25BE%25D1%2582%25D1%2587%25D0%25B8%25D0%25BA%25D0%25B0
Не беритесь за проект, предусматривающий оплату после релиза и не делайте ничего после получения бачей бесплатно

День рабочего наёмника почти целиком поделён на рабочую жизнь. Где брать время для личной жизни, где для политической? Вот так вот живёшь во время работы. Я опять окружён неизвестными лицами. Почему я всё ещё здесь? Кем бы мы были встретившись при других обстоятельствах и в другое время? Эти вопросы останутся неозвученными, они слишком страшные, неестественные и сложные. Другое дело понятные, но простые часы работы, которые быстро проносятся в посиделках, стандапах, переговорах или простым незамысловатым общением.

Первые дни новой работы как всегда просты. Ты подходишь к куратору, куришь доки и делаешь всё, что не входит в перечень твоих непосредственных навыков. На новом место первое что стоит делать — учиться через копирование (разве можно учиться иначе?), повторяя занудные действия, находить своё место в команде, путём чередования ошибок и успехов. Прекратишь ошибаться — прекратишь развиваться; в какой-то момент предстоит специально делать новые ошибки, чтобы продолжить учёбу.

Живя в «спартанских» условиях получается делать намного больше обычного. Знаю, насколько неправильно работать сразу на три проекта, но денег на жизнь в этом городе ни на что толком не хватает. Оставшись голодным со 100₽ в кармане, начинаешь смотреть на мир иначе.

Кошмар, к счастью, заканчивается, возникают деньги на зарплатной кредитке, и что самое важное, я получаю первый перевод за фриланс на PayPal. Странно, именно оплата фриланса для меня стоит гораздо больше, чем деньги полученные за фултайм в конторке. Их цена другая, они заработаны иначе, с другим трудом. Меня наполняет чувство возможности получать деньги через коллаборацию, самостоятельно выбирать заказчиков, принимать большее участие в разработке, нежели будучи хоть сеньором в мало-мальском проекте. Во всяком случае, сотрудничество с фриланс-конторой на этом не останавливается. Связи ведь важнее. На небольшой список незначительных багов смотришь легко и непринужденно. Однако, с быстрыми и бесплатными фиксами требования тестеров растут и повышающиеся порции фидбеков следуют один за другим. 

Но я сделал, потратив на фиксы добрые три недели. Вслед за окончившимся проектом мне предложили следующий, увеличив сумму моего рейта в более чем два раза. Но я приостановил контракт, взяв перерыв до тех пор, пока не куплю себе столь необходимый для разработки MacBook Pro.

В это время подошёл к концу мой трехмесячный испытательный срок в конторке. Аккурат, перед моим дурацким грейдом, мне лично звонит БигБосс на мобас и предлагает работу в запиле грандиозного проекта, который, по его словам, «порвёт весь, сука, мир!». Так я впервые сталкиваюсь с внутренним хедхантингом. Чувство интересное, но какое-то оно предательское. Что же, я ведь обычный наёмник, готовый за увеличенную плату держать правильную улыбку, подписываю новый контракт, и вместе с тем, перехожу от мобильной разработки в сторону фронтэнда. Спустя несколько лет мои скиллы вёрстки, яваскрипта и аджайла всё же пригодились.

В грамотной компании первое время решает создатель. Затем маленькая проверенная команда. По мере роста происходит демократизация. В конечном итоге каждый нанимаемый сотрудник получает небольшой голос в фирме. В итоге голоса передаются самим пользователям.

Есть конторы которые держат два отделения: большое и малое. В большом — устаревающие на глазах технологии, жёсткий график посещений и прочий цирк утомляет, но продолжает приносить основное бабло, крепко схватив корпоративной этикой твои яйца. В малом — всё гибче, новые технологии, больше свободного произвола. Именно в таком отделе формируется костяк команды. Принесёт ли малое отделение бабло — неизвестно, а пока ничего не известно, такие вещи можно себе позволить.

Продолжение следует…

Денис Сергеевич Басковский

Философ, изобретатель и поэт.

lonely
Предыдущая статья

Путь разработчика. Часть 0х3. Думай где ошибки проектирования

nomanssky
Следующая статья

Путь разработчика. Часть 0х5. Компрессия