Где не справляется текущий Веб
Раз уж есть развитие Веба, значит где-то старый Веб не справляется. Современный Веб — катастрофа, в плане безопасного пространства и конфиденциальности. Например, такие вещи, как фингерпринтинг и основанные на Etag «суперкуки» поучительная история о том, что отслеживание пользователей обязательно проберётся через лазейку в использовании функций протокола, которые не были предназначены для этого. К другим недостаткам современного Web принято относить:
- Повсеместные ошибки устаревшего контента или его недоступность (HTTP 404 и другие ошибки).
- Блокирование открытого авторского контента по желанию государства или частной фирмы (Автор не контролирует передачу своих данных в сети).
- Централизация контента (Тяжело мигрировать с одной платформы на другую).
- Обилие спама и рекламы (Тяжело найти необходимый контент).
- Несправедливая оплата контента (Легкое копирование и передача файла без договора с автором).
- Плохая доступность или невозможность кастомизации (Accessibility делается в последнюю очередь или не делается вовсе, контент жестко связан с визуальным представлением приложения).
- Отсутствие доверия к контенту, автору или площадке (Это пост спонсируется или он действительно авторский?).
- Чрезмерная сложность стандартов (Перегруженные сайты: медленный парсинг HTML, тяжелые скрипты на JavaScript).
- Нет настоящей приватности при серфинге в сети (Ты не знаешь где оставил свой цифровой след и какое лицо может его получить).
- Обилие сервисов аутентификации (куки, пароли, токены, клиентские TLS-сертификаты).
Описанные выше недостатки можно свести к трем решениям, которые ожидают внедрения в следующем Web и требуют дискуссий:
- Быть более интегрируемым ~> контент децентрализован (decentralized) и дублируется на нескольких серверах.
- Быть более доступным ~> контент понятен (intelligence) людям и машиночитаем.
- Быть более доверительным ~> контент доступен через пользовательские (user-centric) идентификаторы.
Различие в терминах Web3 и Web 3.0
Помимо термина «Web3» существует также термин «Web 3.0». Данные термины не являются синонимами, потому как под первым преимущественно понимаются концепты построения клиент-безопасных приложений с экономической моделью (NFT), в то время как под вторым понимается взаимосвязанность разнородных сетей для возможности автоматического чтения и/или обмена информацией (семантическая паутина).
Эволюция Веба
Эволюция Веба проходит с добавлением интеллектуальных взаимодействий. Первое начало взаимодействий началось с улучшения доступа к информации. Web 1 дал быстрый доступ к чтению контента: находить информацию стало легче, появились стабильные веб-браузеры и мощные поисковые системы. Web 2 добавил диджитализацию экономики (e-commerce, digital supply chain) и иммерсивной сферы (social, mobility). Это проявилось с изменением взаимодействия с контентом: кроме чтения, контент стало возможно модифицировать, а также ставить аннотации к содержимому через комментарии.
Web 0
До Веб: проблема множества разрозненных узлов с информацией.
Причина появления сети в неудобном взаимодействовии участником тогдашних сетей (Fido), в частности работающие без сервера.
Ожидание от Web 1 соединить клиентов в более удобную единую сеть, чтобы легко взаимодействовать информацией.
Web 1
Решение первой сети, предложенной Тимом Бернердсом Ли заключалось в том, у каждого будет свой сервер с постоянным коннектом. Интересно заметить, что Веб 0.9 был основан на гипертекст (то есть текст + ссылки), но после него, стали сильнее добавляться блобы.
Как следствие появилась проблема — пользователи не хотят поднимать свои сервера под почту, хостинг, VoIP, Chat и др. Пользователям (пока сеть слишком «ламповая» и «гиковая») не нужна децентрализация из-за которой интернет тормозит. Уже тогда идет тенденция на централизацию (DNS).
Web 2
Решение проблем первой сети стало создание Платформ. Каждый пользователь может выбрать ту Платформу, которой он доверяет и вести всю работу без наличия своего сервера. Интересно заметить, что в этой сети начали появляться DRM блобы и повсеместные сертификаты, а так же к гипертексту и блобами добавляется повсеместно аналитика.
Как следствие появилась проблема — больше людей выбирают ту Платформу, которая предлагает свои услуги бесплатно. Не зная способы заработка на своих данных, люди начали отдавать свои личные данные, которые стали средством заработка Платформ через рекламу и продажу личных данных. Информация стала все больше зависима от действий платформодержателей: данные стали разрознены, богатеют только крупные платформодержатели. Вместе с тем, возможностей перейти на другую платформу стало меньше, потому что. выживают только крупные платформы с более агрессивной политикой. Появляются узкая специализация ИТ: DBA, Back-End, DevOps, Front-End.
Технологии эпохи Web 2 для платформы Alphabet выглядят так:
Browser (Google Chrome) ~> DNS (7.7.7.7) ~> Application (YouTube + Google Ads + Google Analytics) ~> UI (Google Design) ~> RPC (gRPC) ~> Transport (Protobuf) ~> Backend (Google Computing Platform) ~> Cloud Database (Firebase, BigTable).
Не сложно заметить, что Платформа Alphabet контролирует полный pipeline интернет технологий.
Web 3
Решением проблемы стало накладывание ограничений на связи, которые воплотились в инструменты (Gaia-X, Data Space, Blockchain, etc). Интересно заметить, что за регулирование этой сети берутся государства, а транзакции внутри сети становятся обязательными для той или иной транзакции.
Web 3 скорее всего покажет какую-то новую проблему, что приведет к созданию Web 4. Возможно, Вебу будущего потребуется иная культура взаимодействия с большим доверием друг к другу, что скорее всего приведет к еще меньшей гибкости работы в сети.
Web 2 сайты не уничтожили Web 1. Дело в том, что для статических страниц Web 1 сайт подходит лучше: можно раздавать статику, поднять такой сайт многократно проще и почти не требует обслуживания. Отсюда и низкая стоимость статических сайтов или даже практически бесплатное обслуживание (GitHub Pages, Netlify).
Web 3 сайты не убьют Web 2. Для корпораций Web 2 сайты подходят лучше: больший контроль, эксклюзивность, привилегии внутри сети. Отсюда высокая стоимость их поддержки и новой разработки: появление отделов фронтенда, бэкэнда и базы поддерживают в рабочем состоянии сеть Web 2, которая имеет внутренние корни, которые недоступны публично.
Каким видят Веб пользователи
- Веб 1: контент можно получить перейдя вручную на сайта.
- Веб 2: контент агрегируется и предоставляется платформами.
- Веб 3: контент учитывает контекст и предоставляется из общения с ИИ.
Каким видят Веб архитекторы сети
- Веб 1: взаимодействие с сетью основывается через возможности отдельного сайта.
- Веб 2: взаимодействие с сетью основывается через авторизации выбранной платформы.
- Веб 3: взаимодействия с сетью основывается через свой криптографический ключ.
Каким видят Веб бизнес
- Веб 1: продвигаем свои бренды. Площадкой являются различные сайты.
- Веб 2: продвигаем свои товары. Площадкой являются различные маркетплейсы.
- Веб 3: продвигаем свои connections (People, Process, Data, Things). Площадкой являются различные блокчейны.