Лучшие методики скорочтения

Скорочтение с Олегом Андреевым
29 июля, 2013
6 минут(ы) чтения

Открыть альбом

image
Визуально выделяйте текст

Условия правильного обучения технике быстрого чтения

  1. Каждую неделю осваивать урок техники быстрого чтения.
  2. Ежедневно выделять 30-40 минут для выполнения специальных заданий.
    Перед началом занятий следует проводить сеанс аутогенной тренировки.

Почему мы читаем не настолько быстро?

Пять основных недостатков традиционных методов чтения:

  1. Регрессии. Возвратные движения глаз с целью повторного прочтения уже прочитанного. Один из наиболее распространенных недостатков.
  2. Отсутствие гибкой программы чтения. Большинство читателей читают одинаково медленно как тексты заслуживающие такого внимания и тексты которые требуют и допускают такой скорости.
  3. Артикуляция. Непроизвольные движения языка, губ, элементов гортани при чтении текста про себя. Шептание, бормотание — главный враг быстрого чтения.
  4. Малое поле зрения. Это участок текста воспринимаем глазами в моменты остановок или фиксации что успеваете вы увидеть, когда ваши глаза задерживаются на тексте.
  5. Отсутствие внимания при чтении.

Правила техники быстрого чтения

1. Читать без регрессий.
Текст любой трудность читать только один раз. Возвратные движения глаз (регрессии) недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления прочитанного можно ещё раз прочитать текст, если возникла необходимость в этом.
2. Все тексты строятся в единой логической последовательности. Каким бы не был трудным текст, регрессия недопустима.

Вернуться к тексту можно после прочтения и осмысления, минимум через 3 минуты. Если в течении этого времени вы не вспомните прочитанное, вы можете вновь вернуться для повторного чтения.

Интегральный алгоритм чтения

image 1
Зрительный образ интегрального алгоритма

ИАЧ состоит из восьми блоков:

  1. Название
  2. Автор
  3. Источник
  4. Проблема
  5. Факты
  6. Особенности, критика
  7. Факты
  8. Новизна прочитанного

Это фундамент текста быстрого чтения. Первые три блока определяют так называемые библиографические данные. Заполняйте блоки теми сведениями, которые увидели в тексте.

Критичный настрой/несогласие с чем-то повышает восприятие текста, способствует более глубокому пониманию и запоминанию. Помните об этом, поэтому всегда выделяйте особенности и критичные места. После прочтения, вы должны остановиться и представить себе текст в этих семи блоках и проверить заполнения его ячеек.

Современная лингвистика утверждает, все тексты имеют избыточность составляющие 75 и более процентов. В текстах много «воды» и это закономерное явление, потому-как тексты не имеющие избыточности становятся «сухими», непонятными. Как найти «зерна смысла» во всем обилие текста? При использовании интегрального алгоритма чтения, вы будете искать ответы на вопросы, поставленные в блоках интегрального алгоритма чтения. Тратьте энергию мысли только на обработку содержательной части текста.

Зрительные образ интегрального алгоритма должен всегда быть в вашем воображении, в вашем сознании. Закончив чтение, посидите, поразмышляйте, закройте глаза, представьте рисунок интегрального алгоритма и с удивлением вы обнаружите, что всё из текста находится в соответствующих частях рисунка. С помощью многократных повторений, закрепляется новая программа действий. Пройдет время и вы забудете о рисунке, но останется более эффективная программа умственных действий. Разбивайте текст по блокам интервального чтения и вы увидите только текст имеющий основную смысловую нагрузку.

Дифференциальный алгоритм чтения

image 2
Дифференциальный алгоритм чтения

Найдите алгоритм чтения.

Сформируйте основные смысловые пункты.

Проанализируйте всё это, сделайте вывод о том » в чём же содержание главной смысловой его части» — доминанту.

  • Семантический треугольник показывает процесс понимания текста.
  • Информация (сведения, события, факты).
  • Смысл — мысль содержащаяся в словах.
image 3
Семантические треугольник

Есть ли тексты не содержащих информацию — как правило, нет.

Есть ли тексты не содержащие смысла — ещё как есть!

Большинство людей читающих тексты воспринимают как правило информацию, лишь немногие постигают смысла текста. И уж совсем немногие умеют читать так, чтобы увидеть, понимать содержащиеся в них доминанты — истинное смысловое значение.

image 4
Две программы чтения

Ключевые слова — слова несущие основную смысловую нагрузку. Смысловой опорный пункт — пункт понимания, пункт декодирования. Он включает группу ключевых слов и представляет собой лаконичные выражения содержания — предложения или абзацы. Доминанта/значение — главная смысловая часть текста. Она выражается своими словами на языке собственных мыслей.

image 5
Дифференциальный алгоритм чтения

Правила выполнения упражнения с выстукиванием ритма

  1. Ритм выстукивается с помощью карандаша, зажатого в трёх пальцах правой руки по твёрдой поверхности стола ударами в одну точку, твёрдо, уверенно, чётко.
  2. Ритм выстукивается активным движением всей руки, а не только кисти, локоть не должен лежать на столе. Для активного воздействия на зону Брока нужны активные амплитудные движения вашей руки.
  3. При выстукивании ритма с одновременным чтением текста про себя необходимо обеспечить непрерывность и правильность рисунка ритма.
  4. Левша должен выстукивать двумя руками.

Выполнять этот ритм следует в течении 20 часов. Сидеть нужно за столом. Для быстрого чтения нужно иметь хорошо развитое периферическое зрение. Тренировать его можно с таблицей Шульте. Оно решает проблему движения вертикального движения глаз. Смысл в том, что одновременно скорее всего у вас не получиться и выстукивать, и говорить вслух. Но остаётся возможно читать про себя, выстукивая ритм. Такое чтение всегда будет чтением с отсутствием артикуляции. Формируется невербальное образное мышление. После 10 часов, следует выстукивать ритм обеями руками (в том числе и левшам).

Четыре фазы освоения упражнения с выстукиванием ритма

  1. Чтение + стук. Не получаются или чтение или стук;
  2. Чтение + стук. Получается, но нет понимания;
  3. Чтение + стук + понимание. Получается, нет запоминания;
  4. Чтение + стук + понимание. Получается. Есть запоминание, стук не мешает.
image 6
Два способа обработки информации

Правило работы с таблицей Шульте

Таблицы Шульте дают очень большой эффект тогда и только тогда, когда вы соблюдаете все правила работы с таблицей. Ежедневно работайте с таблицами шульте. Каждый раз работайте с новой таблицей.

image
Пример таблицы Шульте
  1. Зафиксировать взгляд в центре таблицы. Необходимо видеть всю таблицу целиком;
  2. Последовательно найдите все цифры не пропуская ничего. (Помните, взгляд необходимо удерживать в центральной зоне таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены!);
  3. Найденная цифра фиксируется только взглядом, без проговаривания.

Постепенно время работы с таблицей должно уменьшаться. Может случиться так, что следующая цифра абсолютна не видна, в этом случае запрещены хаотичные движения глаз, но можно разрешить себе только вертикальные сканирующие движения глаз. Сканируйте первую колонку, вторую, третью и т.д.

Специальные упражнения для глаз

  1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 сек.
  2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
  3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

Метод штурма

Этот метод используется для  преодоления психологического барьера неуверенности чтения вертикальными движениями глаз. Алгоритм чтения по «методу штурма»:

  1. Увидеть всю страницу сразу;
  2. Найти информативный блок;
  3. Прочитать его.

Упражнение «60+15»

Отличный метод для чтения огромного количества литературы. Алгоритм чтения:

  1. Созерцать страницу книги 60 сек. Разрешаются любые движения глаз, кроме горизонтальных;
  2. В процессе созерцания найти информативный блок;
  3. За 15 сек. прочитать найденный информативный блок.

Внимание при чтении

«Внимание — это умственное действие контроля. Внимание принимает форму предмета, на который человек смотрит.» (П.Я.Гальперин)

Быстрое чтение требует повышенного внимания. Основные психофизиологические свойства внимания объясняются двумя законами:

  1. Закон индукции нервных процессов (Павлов);
  2. Принцип доминанты (Ухтомский).

Психологи выделяют три вида внимания:

  1. Непроизвольное — возникает само собой;
  2. Произвольное — результат усилия воли;
  3. Послепроизвольное — не требует постоянных волевых усилий.

Быстрое чтение возможно в режиме произвольного или послепроизвольного внимания.

Свойства внимания

  • Объем;
  • Распределение;
  • Концентрация;
  • Устойчивость;
  • Переключение

Упражнения для тренировки внимания (эффект возможен спустя три месяца)

Эффективность этих упражнений очень высока, если их выполнять длительное время

«Память это не брошенная на стол монета, а постоянно горящая свеча»

1. Созерцание зеленой точки.

2. Пальцы скрепить в замок, отвести большие пальцы и делать вращательные движения большими пальцами левой и правой руки — одновременно вокруг друг друга. Вы должны следить за движениями пальцев, ни о чем не думать, не надо смотреть на пальцы.
Первые 15 дней выполняйте это упражнение ежедневно в течении 5 минут
Вторые 15 дней — 10 минут
Дальше — до 3- месяцев — 15 мин.

3. Изучение предмета. Возьмите любой предмет в руки, затем в течении 2 мин. внимательно изучайте его. Затем запишите результаты изучений, включая самые небольшие мелочи.

4. Стрелка. Для этого потребуются часы имеющие секундную стрелку (подойдут наручные часы).
Первые 15 дней — наблюдать секундную стрелку 3 мин.
Вторые 15 дней —  наблюдать минутную стрелку 5 минут.
Дальше —  до 3-х месяцев — наблюдать часовую стрелку 15 мин.

5. Упражнение с ФИШКАМИ Домино. За 10 сек. посмотреть и запомнить: две, затем четыре, а затем шесть фишек домино. При отсутствии домино можно использовать игральные карты или подобные объекты.

6. Читать неинтересную книгу так чтобы не отрывать от чтения. При выполнении этого упражнения происходит переключение внимания из произвольного в послепроизвольный.

Как быстрое чтение влияет на параметры памяти

Очень важно определить свой тип памяти.

Емкость памяти по оценкам ученным позволяет хранить в себе программы 6 высших учебных заведений и лексический состав 6 иностранных языков и более 100 000 статей Большой Советской Энциклопедии.

Параметры памяти

  1. Тип памяти;
  2. Емкость памяти;
  3. Объем восприятия.

Типы памяти

  1. Зрительная;
  2. Слуховая;
  3. Моторная;
  4. Смешанная.

Виды запоминания

  1. Произвольное — механическое заучивание;
  2. Непроизвольное — запоминание само собой.

Что нужно делать для того чтобы наша память никогда не подводила нас — ответ простой — читайте ежедневно, как можно больше, как можно быстрее. Это самое эффективное средство для развития памяти!

Два режим запоминания

  1. Запомнить на несколько дней;
  2. Запомнить надолго.

Повторение — воспроизведение прочитанного с обязательным возвратом к исходному тексту, если возникла необходимость в этом.

Режимы повторений

Запоминание на несколько дней.

Первое повторение — сразу после окончания чтения
Второе повторение — через 20 мин. после предыдущего
После этого 8 часов отдыха, т.е. любые виды деятельности, кро ме интеллектуальной.
Третье повторение — через 8 часов
Четвертое повторение — через сутки, перед сном.

Для долговременного запоминания (текст не должен превышать 30000 знаков) необходимо семь дней:

1234567
Первое повторение сразу по окончании чтения.Второе повторение через 20 минут после первогоПовторение через 24 часовОтдыхОдно повторениеОтдыхОтдыхОдно повторение

Семь «золотых правил» техники быстрого чтения

  1. Читать без регрессий
  2. Читать по интегральному алгоритму чтения
  3. Всегда составлять доминанту
  4. Читать без артикуляции
  5. Читать вертикальным движением глаз
  6. Постоянно развивать своё внимание и память
  7. Выполнять ежедневно обязательную норму: читать две газеты, один журнал и 50-100 страниц любой книги.

Методики скорочтения взяты из школы Олега Андреева www.fastread.ru

Денис Сергеевич Басковский

Философ, изобретатель и поэт.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Постапокалипсис
Предыдущая статья

Постапокалиптические пейзажи

smart
Следующая статья

Критерии и цели