В этот раз верификация входа проходит дольше обычного. Через свечение LSD экрана символы будто наблюдают за своим пользователем, загружая окно в таинство компьютерной сети. Людям свойственно обожествление непонятных явлений. Я смотрю на экран загрузки, подключаясь к сети через OAuth2 своего аккаунта, который закрыт на проприетарном сервере Google, и с грустью вспоминаю, что сеть www не всегда была такой.
Носитель истории
Сорок лет назад в Санта-Барбаре в ARPANET придумали электронные письма. Представляя из себя цифровую реализацию своего физического предшественника, сегодня, они стали последним рабочим напоминанием почти забытой децентрализованной эпохи. Впрочем, даже технология E-Mail уже глубоко исковеркана ИТ-корпорациями столь сильно, что настроить свой почтовый сервер, письма которого не будут попадать в спам, чрезвычайно сложно.
Создание протокола IMAP в 1986 году стало одним из первых шагов на пути к передачи пользовательских данных в руки сторонних организаций. Пройдет пятнадцать лет и большая часть письменного трафика начнет крутиться на сервисах Gmail, Outlook или Yahoo. Данные почты перестанут храниться на серверах своих пользователей. Пройдет еще двадцать лет и к 2021 году доля пользователей держащих свои личные почтовые серверы устремится к паре процентов.
Но сеть не ограничена почтовым сервером. Следующим по значимости пользовательским компонентом является веб-сервер. На рубеже 80-х, выскочка из CERN, сэр Тим Бернерс-Ли, представит свою разработку новой сети — World Wide Web. Основанный на гипертексте, данный проект выйдет гораздо раньше, чем Нильсон с деньгами от Autodesk доделает свой Xanadu. Выход World Wide Web изменит все.
Веб 1.0 — по следам реальных событий
Где-то в другом измерении, я набираю текст на личном терминале операционной системы Plan 9. Опубликовав документ, я получаю прибыль напрямую в сети Xanadu. Но вместо этого компьютерный мир с 1989 года идет по другому витку развития. В нашем мире виртуальная бумага из гипертекста продолжает терять написанные авторами страницы, а одна ИТ-корпорация отдает эстафету лидерства другой. Все более злой и более навязчивой.
Мы живем в мире, где Apple успешно прибрала кусок компьютерного рынка от IBM, предоставив компьютер за $1000. Microsoft смогла успешно побороться с Apple, предоставив ОС и снизив цены на комплектующие. Google вышла победителем в битве с Microsoft, предоставив бесплатные интернет сервисы широкому кругу пользователей. Человек на наших глазах превращается в пользователя, переставая принадлежать самому себе. С детства его окружают корпорации и государства, которые ведут его жизнь за ручку: он смотрит рекомендованные тайтлы ремейков и ремастеров. Его данные становятся валютой, его незаметно окружает приходящий в топы рекомендуемый контент.
Побеждают открытые и простые стандарты
Никогда прежде у человечества не было столько данных в открытом доступе. Никогда прежде человек не был столь безрассуден в открытости своих действий. Все началось с сайтов эпохи Web 1.0, домашних страниц, сделанных энтузиастами. Страницы представляли из себя статичные документы, основной функционал которых заключался в перекрестных гиперссылках, благодаря которому документы превращались во всеобщий банк знаний. Многие захотели показать себя в сети с лучшей стороны и многие хотели это сделать бесплатно, чем в дальнейшем воспользуются создатели социальных сетей эпохи Web 2.0, но к этому мы еще вернемся.
WorldWideWeb и его совместимые браузеры
Пока мы находимся в 1989 году, где презентуется первый браузер на графической подсистеме NeXT -WorldWideWeb. Закрытая система макинтоша стала серьезным барьером для завоевания рынка. Но шаг в сторону открытости был сделан на заре своего создания. Переписанный текстовый браузер Line Mode Browser от Николы Пеллоу стал кроссплатформенным и полностью открытым для модификации. Разработчики исследовали страницы и соревновались в инновациях: ссылки красились в синий цвет, появлялись новые теги (img). Сайты благодаря куки (1994) смогли стать специфичными благодаря отслеживанию каждого отдельного пользователя. Началась охота за куками.
Инновации в работе с сетью дали великий толчок к созданию новых браузеров (Violla — 1992, Mosaic — 1993), которые очень быстро стали различаться между собой. Такая конкуренция среди браузеров заставила рынок шевелиться. В 1993 году сеть www стала достоянием общественности, поставив победный флаг над каталогами gopher.
Стандарт совместимого документа
На заре создания сети, создать свою уникальную страницу на www проще простого. Исходный код сайтов долгое время оставался полностью человеко-читаемым и открытым для пользователей. Не было веб-разработчиков, только зарождалась специальность веб-мастера. Однако, слабая спецификация браузеров и простота вхождения, сыграет затем свою злую шутку для всей отрасли. Но прежде чем мы дойдем до этого, нам следует проследить за мыслью создателя сети.
Со стороны сэра Тима Бернерса-Ли было многое проделано для стандартизации своего детища. Основав комитет W3C (1994), успешно продвигался единый стандарт разметки документа HTML. После чего ТБЛ ушел делать GGG (2001) и внедрение Semantic Web Language (2003). Отдельно от него W3C продолжило дело, предоставив XHTML как промежуточный этап к сети нового поколения основанного на онтологиях, логического вывода метаданных — GGG.
Что такое документ? С точки зрения веб-мастера это HTML, один из самых простых DSL. Основанный на SGML, HTML документ прекрасно встраивался с популярным в то время синтаксически похожим на него файлом данных XML. Сращивая XML данные с HTML в строгом семантическом формате разметки XHTML через XSLT мы подбираемся к предпочтению вида веба будущего по спецификациям W3C. Однако, с точки зрения веб-мастера простота HTML выглядит намного предпочтительнее нагруженного XHTML. Ситуацию усугубляет то, что сами браузеры не соблюдают сложную спецификацию. Пока W3C уходит философствовать над сетью и теряет хватку над бизнесами, разработка браузеров перестает быть уделом энтузиастов и отдается в руки корпорациям. Они основывают живой стандарт браузеров — whatwg.
Бизнес в сети
С приходом банков в сеть, интернет жадно внедряет услуги E-Commerce на сайтах. Бизнес хочет продавать свои продукты, а не морочить голову семантической версткой. Вливаются колоссальные деньги на SEO, аналитику и пеструю графику. Ведь чем лучше выглядит, тем дороже стоит, не так ли?
Как грибы после дождя вырастают новые продукты по работе с интерактивной графикой. Mozilla создает JavaScript (1995). Micromedia презентует FlashPlayer (1996). Sun представляет Java Applet (1997). Microsoft пытается совместить в вебе работу с Windows COM посредством ActiveX (1996). В красивую идею веба молотком вбивается тег Embedded Object, который навсегда превращает веб документ в разрозненную мешанину из текста и бинарных данных. Такой маневр приводит к двадцатилетнему процессу унификации, во время которого создаются NPAPI, ASM.js и WebASM. Вкупе с HTTP/2 переводится весь поток данных в бинарный вид. Веб становится нечитаем не только для машины, но и для пользователя.
GAFA и FAANG империи
С середины 90-х весь бизнес постепенно уходит из физической реальности в цифровую. Быстрый экономический рост E-Commerce заканчивается бумом доткомов.
Технологии ничего не стоят без потребителя. А потребитель в цифровом мире это цифровой потребитель. Как только корпорации это понимают, они желают получить контроль над входом в этот цифровой мир — браузером. Вслед за бумом доткомов начинается война браузеров, которая покажет, что важен не контроль над входом, важен контроль над информацией! Ею то создатели браузеров и не владели, зато владели выжившие после краха доткомов веб-сервисы, которые стали стремительно централизовываться в платформы.
Без государственного регулирования сети, платформы наживались на порочных стимулах: рекламных моделях и поощрению дезинформации. Чтобы регулировать сеть, www дробят на сегменты, формируя национальные домены, все больше разделяя сайты по национальным признакам. К 2021 году около 38% стран мира ограничивают вход в сеть своим гражданам.
Веб 2.0 — страницы нашей памяти
Сегодня вы не можете позволить себе делать идеальные вещи. Если вы будете так поступать, вы никогда ничего не сделаете вообще. Каждый раз вас будет останавливать страх быть осмеянным. Но в одном вы должны быть жёстко самокритичны: в вопросе приоритетов.
На последних страницах выдачи поискового движка лежат списки моих действий… но я не смогу подобрать такой запрос, чтобы найти свое сокровенное и утерянное мнение, что некогда запостил. На этих динамических страницах, где HTML4 и табличная верстка сливаются воедино, в виде некогда популярных форумов, прежние мы — пользователи с абсурдными никами и аватарками, некогда поддерживали общение без цензуры и модераторов. Такой способ самовыражения отныне запрещен, контроль над нами осуществляется крупными держателями контента, которые могут в любой момент заблокировать и удалить любой контент.
Вынужденное терпение
Война браузеров заканчивается победой Internet Explorer. На этом Microsoft не желая останавливаться, использует свою гегемонию, желая создать «новый интернет» на своих стандартах. Такой переход все так же основанный на XML, представляет разработчику новый синтаксис — XAML, единый для всех продуктов компании. Где новые документы-приложения просто переходят из десктопа в формате WPF в веб, через плагин Silverlight.
Впрочем, хоть Microsoft и победил в войне за самый популярный браузер, самый популярный плагин оставался Flash. Война браузеров сместилась в сторону войны плагинов для приложений в сети www.
Интернет мобильных приложений
Неизвестно, чем бы закончилось противостояние между Flash и Silverlight, если бы не выход мобильного браузера Apple Safari на iPhone. Портирование Webkit движка и ограничением установки сторонних плагинов, быстро ознаменовало победу нового стандарта HTML5, что так же означало смерть XHTML. Отныне веб перестал быть XML валидным, а благодаря возросшей роли JavaScript через WebAPI (2008) первое место по сериализации документов стал занимать формат JSON.
Интернет как единая точка входа для приложений (WebApps) создала проблему их доставки. Прежняя идея сайтов-каталогов переродилась в идею магазинов приложений (GApps/AppStore/Facebook) — предком больших экосистем, где каждая корпорация создавала свой магазин из угодных ей приложений. Такой подход был подхвачен создателями поисковых движков, что создало списки доверенных сайтов в лица стандартов AMP (2015) и Турбо-страниц. Не случайно, до этого (2013) Google убьет свой популярный сервис RSS. Хранение данных сместилось от независимой системы в полностью контролируемые ведущими поисковиками банки данных. В закончившейся в это время второй войне браузеров, победу одержит Google Chrome (2010), что приведет RSS к незаслуженному игнорированию со стороны пользователей.
Проприетарный мир веба
Публикуемые пользователем данные больше не принадлежат ему, по мановению решения свыше, посты на социальных ресурсах окажутся удалены, а сайт перестанет быть индексирован. Большая часть социальных сетей (Messenger, WhatsApp, Instagram) принадлежат Facebook. Интернет реклама крутится вокруг Google. E-Commerce покрывается за счет Amazon и Ali. Непонимающие этого выскочки быстро вылетают из поделенной между корпорациями кормушки: если ты провайдер, и захотел продавать свою рекламу напрямую, то создатели браузера очень скоро продвинет повсюду стандарт, вроде https, чтобы ты не вмешивался в их трафик.
Сегодняшнее затишье означает лишь скорое начало следующей битвы. Линия фронта www постоянно меняет свое движение. Но возможно, собранная история этой ужасающей войны, покажет разработчикам путь к спасению сети, невиданного прежде способа общения без всяких границ.